LAS RONDENAS (РОНДЕНЬЯ)

Rondenas (ронденас) – свободная форма стиля фламенко, которая использует альтернативную настройку для третьих и шестых струн гитары.

Стиль фламенко, принадлежащего к группе los fandangos,происходящих из Малаги (los fandangosmalaguenos). Названием обязанный, по мнению большинства экспертов, месту своего происхождения, городу Ронда (Ronda), расположенного впограничной местности между провинциями Малага (Malaga) и Кадис (Cadiz) — по крайней мере часто называемой rondena-malaguena. В самом деле классический вариант ронденья (rondena) – ’Navegando me perdi’-очень сходный по своей мелодике со стилем polorondeno. Мелодия называется rondena malaguena, которую записал  Luis de Cordoba ( Луис де Кордоба).

Хотя также мы могли бы говорить, что, по своей этимологии, этот стиль  происходит от названия старинных песнопений, исполнявшихся при ночном обходе, или патрулировании.

Это не отрицает, что существовали и другие rondenas в в популярном андалузском песеннике, которые могли быть, перед своей а-фламенкизацией (aflamencarse), т.е. отнесения к фламенко, песнями, исполняемыми во время обходов, патрулирования.

Другая, rondena строго говоря, — это та, которую записал Rafael Romero (Рафаэль Ромеро).

С другой стороны существует модель rondena для концерта гитары. С древних времен было принято исполнять  гитарные инструментальные вариации, пропитанные воздухом  rondena: Деля произведение, которое сделал гитарист Julian Arcas (Хулиан Аркас), в вариант, который позже превратится в классикустиля, уже в XX веке, благодаря гениальному Ramon Montoya(Рамон Монтойа), который взял его в свою очередь от первопроходца Miguel Borrull padre (Мигель Борруль отец). Когда стиль rondena интерпретируется для концерта гитары, обычно манера исполнения больше касается модальной части, чем тональной, зарезервированная всегда в певческой форме.Некоторая модальность, интерпретированная с частичной скордатурой (escordatura — скордатура (итал. scordatura) — перестройка инструмента, для облегчения исполнения трудных пассажей (флажолетов, некоторых видов аккордов иинтервалов),т.е. особенным совершенствованием гитарного исполнения: шестая струна опускается из Ми в Ре  и третья струна из Соль в Фа-диез (расширяя звучность Ре мажор, в доминирующую звучность тона rondena: модальный До-диез). Это то, что называются тоном rondena, хотя певческая версия обычно аккомпанируется в тоне малагеньи (см. выше).

РИТМ (EL COMPAS)

Этот стиль аккомпанируется в духе abandolao , свойственным фанданго восточных провинций Андалусии, версия гитары становится свободной, подобно стилю taranta.

ТОНАЛЬНОСТЬ (LA TONALIDAD)

Как оставшаяся часть фанданго (el resto de fandangos) la rondena чередует певческую мажорную тональность с модальной интерлюдией гитары.

Чтобы реализовывать концертное исполнение rondena (не путать с певческим вариантом стиля rondena) устанавливают альтернативную тональность исполнения в среднем (al toque por medio). Если стиль granaina – это два в среднем ( без порожка)  (al dos por medio sin cejilla) , то стиль la rondena это четыре в среднем (al cuatro por medio), модальный До-диез. Каденция фламенко (cadencia flamenca — Каденция — гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение), исполняется на Фа-диез минор, Ми мажор, Ре мажор и До-диез мажор. В этом случае осуществляется скордатура (escordatura — скордатура (итал. scordatura) — перестройка инструмента, для облегчения исполнения трудных пассажей (флажолетов, некоторых видов аккордов иинтервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука) на гитаре:опуская шестую струну в Ре и третью струну в Фа-диез, чтобы получать звучность в аккорде Ре мажор, для осуществления доминирования во второй степени.

КУПЛЕТЫ (LETRAS)

Строфа стиля la rondena это  fandango, лимерик (Лимерик — форма короткого стихотворенияТрадиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло) : пять восьмисложных стихотворений, с двумя рифмами, ассонансными или консонантными, (Консонанс (от лат. Consonantia — гармония, созвучие) — созвучие двух или более звуков, воспринимается на слух, как гармоничное, мягкое. Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).)и темами данного стиля обычно являются деревенские жители; люди, связанные с полевыми работами; описательные сюжеты; моменты  связанные с любовью или экзистенциальные, эмпирические.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ (LOS PRINCIPALES INTERPRETES)

Среди исполнителей, которые способствовалираспространениюстиляla rondena  мы выделяем Fosforito, Jacinto Almaden, Rafael Romero, Enrique Morente или Jose Menese.